Имеется в виду закон, направленный на понижение административных препятствий для вузов, которые желали бы создавать свои подразделения при фирмах чтобы студенты получали практические знания. Пару дней назад данный документ прошел процедуру нулевого чтения в ОП РФ.
Сейчас, по словам директора Департамента политики в сфере высшего образования Министерства образования России Александра Соболева, основной барьер для вузов, желающих открыть свои кафедры при фирмах, заключается в том, что они не могут вольно новости свою деятельность за пределами муниципального образования, в котором находятся. Для этого им приходится создавать филиалы. "Но многие из них не достигают тех показателей, которые предъявляются к большим образовательным учреждениям, и закрываются", – обратил внимание Александр Соболев. Напомним, что Сейчас Министерства образования России оценивает вузы и их филиалы с позиций эффективности по однообразным параметрам. К примеру, по среднему баллу ЕГЭ, численности обучающихся и инфраструктуре (Показатели по направлениям деятельности образовательных организаций высшего образования).
Помимо этого, в соответствии с действующим законодательством, по каждому филиалу вуза должно быть оформлено отдельное приложение к лицензии на право ведения образовательной деятельности с указанием наименования и места нахождения такого филиала (ч. 4 ст. 91 закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в РФ").
Представитель Министерства образования России выделил, что в случае одобрения законопроекта вузы и ссузы смогут создавать не филиалы, а базовые подразделения при других организациях, в частности при фирмах, даже в случае если последние находятся не в том же муниципальном образовании, в котором находится вуз либо ссуз.
Более того, Александр Соболев указал, что в соответствии с созданным документом особые лицензии на образовательную деятельность для базовых подразделений вузов не потребуются, потому, что последние будут учитываться в лицензии на образовательную программу в целом. Наряду с этим, он утвержает, что после принятия поправок вузам не нужно будет собирать большое количество документов а также вписывать адрес базового подразделения в лицензию.
Специалист также выделил важность другого положения проекта закона, которое разрешит назначать начальниками базовых подразделений главных конструкторов, больших производственников и ученых, другими словами представителей фирм, при которых кафедры будут созданы. Документ допускает выполнение в один момент обязанностей и сотрудника предприятия, и начальника базового подразделения вуза по совместительству. Сейчас, напомним, должностные обязанности начальника государственной либо муниципальной образовательной организации либо филиала государственной либо муниципальной образовательной организации не разрещаеться выполнять по совместительству (ч. 5 ст. 51 закона об образовании).
Также он обратил внимание на то, что сейчас форма сотрудничества между предприятиями и вузами прямо не установлена законом, исходя из этого они не выстраивают сотрудничество между собой через намерено создаваемые подразделения. Значительно чаще они заключают контракты о сотрудничестве, в рамках которого предприятие обязуется взять на практику либо стажировку студентов и выпускников вуза.
Поэтому, как предполагается, все детали отношений между вузом и предприятием по практической подготовке студентов на базовых кафедрах должны быть урегулированы в типовом контракте. Специалист сказал, что форму такого договора Министерства образования России уже создало, причем особенное внимание уделено его условиям .
Напомним, что сейчас вузы взаимодействуют с фирмами в частности в рамках организации практики студентов. Учебные заведения заключают контракты на прохождение учебной либо производственной практики с организациями, где студенты будут проходить практику (ч. 7 ст. 13 закона об образовании). Но форма такого договора не установлена каким-либо органом, поскольку ее определяет вуз.
По оценке спикера, в представленной модели сотрудничества нет рисков и сложностей, а новшество принципиально важно как для вузов, так и для фирм: первые получат доступ к современным технологиям для обучения студентов, а вторые смогут применять интеллектуальный потенциал вузов для развития производства. Подчеркивалось, что внедрить подобную концепцию базовых фирм на уровне подзаконных актов нереально, в связи с чем потребуется внести системные изменения в закон об образовании.
В целом, согласно точки зрения разработчиков инициативы, работа базовых подразделений повысит уровень качества образовательного процесса и будет содействовать интеграции образовательной и практической деятельности, например, в сферах инженерии, медицины и транспорта. Подобной позиции придерживаются и представители вузов.
Так, декан факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Юрий Зинченко выделил, что необходимость базовых кафедр существует, и данный вопрос не является предметом дискуссии. Он также обратил внимание на то, что такие кафедры могут стать базой для будущего трудоустройства студентов. К тому же, согласно его точке зрения, необходимо найти минимальные требования к фирмам, при которых будут создаваться базовые подразделения, чтобы избежать рисков недобросовестности при их сотрудничестве с вузами.
А проректор по организационно-правовым и экономическим спорам Московского педагогического университета Артемий Рожков указал, что принятие законопроекта принципиально важно в частности и для сферы педагогического образования, потому, что оно во многом ориентируется на практическую подготовку студентов.
К тому же, в ходе мероприятия были названы и недостатки законопроекта. В числе другого, участники дискуссии показывали на сложность формулировок документа. Александр Соболев объявил, что Министерства образования России собирается сделать документ более понятным для граждан.
На необходимость доработки проекта закона указала и помощник председателя Государственной думы по образованию и науке Любовь Духанина, одновременно с этим отметив, что потребность в предлагаемых новшествах колоссальна.
Она выделила, что большинство предполагаемых поправок к закону касается не области образования, а юридических аспектов, в связи с чем нужно внести изменения в другие нормативные акты, а не только в закон об образовании. Так, она допустила, что будет поменян Налоговый кодекс, потому, что у фирм в следствии сотрудничества с вузами появятся прибыль и соответствующие налоговые обязанности. Помимо этого, закрепить возможность совместительства работы на базовом подразделении и на предприятии она внесла предложение отразить еще и в Трудовом кодексе.
Наровне с этим Любовь Духанина объявила, что закон будет проходить сложно в связи с предлагаемым вариантом, по которому базовое подразделение не будет раздельно лицензироваться. "В случае если мы какие-то блоки начинаем убирать вообще из системы лицензирования, то с позиции прав потребителя это неясно. Возможно сказать о каком-то другом механизме, о других требованиях к этой части образовательной программы [к деятельности базовых подразделений. – Ред.], но предлагаемый механизм полностью не соответствует всем нормам о лицензировании и аккредитации образовательных учреждений", – заявила представитель Государственной думы.
Сейчас, по словам директора Департамента политики в сфере высшего образования Министерства образования России Александра Соболева, основной барьер для вузов, желающих открыть свои кафедры при фирмах, заключается в том, что они не могут вольно новости свою деятельность за пределами муниципального образования, в котором находятся. Для этого им приходится создавать филиалы. "Но многие из них не достигают тех показателей, которые предъявляются к большим образовательным учреждениям, и закрываются", – обратил внимание Александр Соболев. Напомним, что Сейчас Министерства образования России оценивает вузы и их филиалы с позиций эффективности по однообразным параметрам. К примеру, по среднему баллу ЕГЭ, численности обучающихся и инфраструктуре (Показатели по направлениям деятельности образовательных организаций высшего образования).
Помимо этого, в соответствии с действующим законодательством, по каждому филиалу вуза должно быть оформлено отдельное приложение к лицензии на право ведения образовательной деятельности с указанием наименования и места нахождения такого филиала (ч. 4 ст. 91 закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в РФ").
Представитель Министерства образования России выделил, что в случае одобрения законопроекта вузы и ссузы смогут создавать не филиалы, а базовые подразделения при других организациях, в частности при фирмах, даже в случае если последние находятся не в том же муниципальном образовании, в котором находится вуз либо ссуз.
Более того, Александр Соболев указал, что в соответствии с созданным документом особые лицензии на образовательную деятельность для базовых подразделений вузов не потребуются, потому, что последние будут учитываться в лицензии на образовательную программу в целом. Наряду с этим, он утвержает, что после принятия поправок вузам не нужно будет собирать большое количество документов а также вписывать адрес базового подразделения в лицензию.
Специалист также выделил важность другого положения проекта закона, которое разрешит назначать начальниками базовых подразделений главных конструкторов, больших производственников и ученых, другими словами представителей фирм, при которых кафедры будут созданы. Документ допускает выполнение в один момент обязанностей и сотрудника предприятия, и начальника базового подразделения вуза по совместительству. Сейчас, напомним, должностные обязанности начальника государственной либо муниципальной образовательной организации либо филиала государственной либо муниципальной образовательной организации не разрещаеться выполнять по совместительству (ч. 5 ст. 51 закона об образовании).
Также он обратил внимание на то, что сейчас форма сотрудничества между предприятиями и вузами прямо не установлена законом, исходя из этого они не выстраивают сотрудничество между собой через намерено создаваемые подразделения. Значительно чаще они заключают контракты о сотрудничестве, в рамках которого предприятие обязуется взять на практику либо стажировку студентов и выпускников вуза.
Поэтому, как предполагается, все детали отношений между вузом и предприятием по практической подготовке студентов на базовых кафедрах должны быть урегулированы в типовом контракте. Специалист сказал, что форму такого договора Министерства образования России уже создало, причем особенное внимание уделено его условиям .
Напомним, что сейчас вузы взаимодействуют с фирмами в частности в рамках организации практики студентов. Учебные заведения заключают контракты на прохождение учебной либо производственной практики с организациями, где студенты будут проходить практику (ч. 7 ст. 13 закона об образовании). Но форма такого договора не установлена каким-либо органом, поскольку ее определяет вуз.
По оценке спикера, в представленной модели сотрудничества нет рисков и сложностей, а новшество принципиально важно как для вузов, так и для фирм: первые получат доступ к современным технологиям для обучения студентов, а вторые смогут применять интеллектуальный потенциал вузов для развития производства. Подчеркивалось, что внедрить подобную концепцию базовых фирм на уровне подзаконных актов нереально, в связи с чем потребуется внести системные изменения в закон об образовании.
В целом, согласно точки зрения разработчиков инициативы, работа базовых подразделений повысит уровень качества образовательного процесса и будет содействовать интеграции образовательной и практической деятельности, например, в сферах инженерии, медицины и транспорта. Подобной позиции придерживаются и представители вузов.
Так, декан факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Юрий Зинченко выделил, что необходимость базовых кафедр существует, и данный вопрос не является предметом дискуссии. Он также обратил внимание на то, что такие кафедры могут стать базой для будущего трудоустройства студентов. К тому же, согласно его точке зрения, необходимо найти минимальные требования к фирмам, при которых будут создаваться базовые подразделения, чтобы избежать рисков недобросовестности при их сотрудничестве с вузами.
А проректор по организационно-правовым и экономическим спорам Московского педагогического университета Артемий Рожков указал, что принятие законопроекта принципиально важно в частности и для сферы педагогического образования, потому, что оно во многом ориентируется на практическую подготовку студентов.
К тому же, в ходе мероприятия были названы и недостатки законопроекта. В числе другого, участники дискуссии показывали на сложность формулировок документа. Александр Соболев объявил, что Министерства образования России собирается сделать документ более понятным для граждан.
На необходимость доработки проекта закона указала и помощник председателя Государственной думы по образованию и науке Любовь Духанина, одновременно с этим отметив, что потребность в предлагаемых новшествах колоссальна.
Она выделила, что большинство предполагаемых поправок к закону касается не области образования, а юридических аспектов, в связи с чем нужно внести изменения в другие нормативные акты, а не только в закон об образовании. Так, она допустила, что будет поменян Налоговый кодекс, потому, что у фирм в следствии сотрудничества с вузами появятся прибыль и соответствующие налоговые обязанности. Помимо этого, закрепить возможность совместительства работы на базовом подразделении и на предприятии она внесла предложение отразить еще и в Трудовом кодексе.
Наровне с этим Любовь Духанина объявила, что закон будет проходить сложно в связи с предлагаемым вариантом, по которому базовое подразделение не будет раздельно лицензироваться. "В случае если мы какие-то блоки начинаем убирать вообще из системы лицензирования, то с позиции прав потребителя это неясно. Возможно сказать о каком-то другом механизме, о других требованиях к этой части образовательной программы [к деятельности базовых подразделений. – Ред.], но предлагаемый механизм полностью не соответствует всем нормам о лицензировании и аккредитации образовательных учреждений", – заявила представитель Государственной думы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий